Обращение в Верховный Суд о порядке исполнения обеспечения иска

В ч. 1 ст. 158 действующего ГПК РК установлен исчерпывающий перечень государственных органов, физических и юридических лиц, которым может быть направлено на исполнение определение суда об обеспечении иска.

В ч. 2 ст. 158 действующего ГПК РК, дополнительно прямо установлено, что «В случае отсутствия сведений об имуществе, к которому применены обеспечительные меры, определение суда направляется для исполнения в соответствующий орган юстиции по территориальности».

Из содержания приведенных норм ГПК РК следует, что Республиканская и Региональные палаты частных судебных исполнителей, непосредственно частные судебные исполнители не являются уполномоченными организациями/должностными лицами, наделенными правом/обязанностью по исполнению определений судов по вопросам обеспечения иска, поскольку не входят в структуру территориальных органов юстиции Республики Казахстан.

Подобная логика законодателя кажется заявителю соответствующей общим началам законодательства РК, а также целям и задачам института обеспечения исковых требований. Удовлетворяя заявления лиц, участвующих в деле, о принятии мер по обеспечению исковых требований, суд создает предпосылки для реализации принципа неотвратимости исполнения судебных актов. Таким образом, государство, в лице судебной власти, является не менее, а, возможно, и самым заинтересованным лицом в надлежащем исполнении принятых актов об обеспечительных мерах судопроизводства.

Вместе с тем в судах первой инстанции имеет место вынесение определений об обеспечении исков и их направление в региональные палаты судебных исполнителей для исполнения.

Заявитель убежден, что подобный подход к исполнению определений судов об обеспечении исков является прямым нарушением норм действующего законодательства (ГПК) РК и прав лиц, участвующих в деле.

По вопросу обеспечения иска лица, участвующие в деле, не являются ни должниками, ни взыскателями до тех пор, пока судом не принято какого-либо процессуального решения по существу спора. При этом стороны процесса, которым вручено определение о принятии мер по обеспечению иска и сопроводительное письмо суда о его направлении в региональную палату частных судебных исполнителей для исполнения, вынуждены заключать соглашения с частными судебными исполнителями и нести значительные расходы по оплате (авансированию) их услуг. Если сторона процесса не обладает необходимыми финансовыми средствами для оплаты услуг частного судебного исполнителя, то определение суда остается, фактически, формальным актом, который не будет исполнен, а следовательно не будет достигнута цель его вынесения - обязательность и неотвратимость исполнения принятого по делу решения.

Следует обратить внимание на тот факт, что в ГПК РК, действовавшим до 01 января 2016г., был установлен иной порядок исполнения определений суда о принятии мер об обеспечении иска. В частности ст. 161 ГПК РК 1999г. было установлено, что «в случае отсутствия перечня имущества, к которому применены обеспечительные меры, определение суда должно быть направлено для исполнения судебному исполнителю». Данная норма позволяла направлять определения судов о принятии мер по обеспечению иска как к государственному, так и к частному судебному исполнителю. Однако в настоящее время ГПК РК от 1999г. утратил свое действие, а правовые акты, находящиеся по иерархии ниже Кодексов (Законы, Постановления Правительства РК и пр.), не подлежат применению в случае их противоречия действующему ГПК РК (ст. 12 Закона РК «О правовых актах»).

Кокшеневу Е.Б.

На Ваше обращение от 22 апреля 2016 года сообщаю.

Обеспечение иска - это предусмотренные законодательными актами временные принудительные меры, которые вытекают из существа заявленных материально-правовых требований и создают правовые гарантии защиты имущественных и неимущественных законных прав и интересов истца в случае удовлетворения судом заявленных им требований.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 158 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - ГПК) определение об обеспечении иска направляется судом или вручается лицу, заявившему ходатайство о принятии обеспечительных мер, для представления его немедленно в соответствующий орган юстиции по территориальности для наложения ареста на имущество должника в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» при отсутствии сведений об имуществе.

Частью 2 статьи 158 ГПК установлено, что в случае отсутствия сведений об имуществе, к которому применены обеспечительные меры, определение суда направляется для исполнения в соответствующий орган юстиции по территориальности.

Из содержания указанных норм гражданского процесса следует, что отсутствие сведений об имуществе не является основанием для оставления заявления без рассмотрения либо для отказа в принятии мер, по обеспечению иска. Принятые в таких случаях судебные акты направляются для исполнения в соответствующий орган юстиции по территориальности, для наложения ареста в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».

Таким образом, дальнейшее исполнение определения о принятии мер по обеспечению иска производится в порядке, установленным Законом Республики Казахстан «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее - Закон).

Подпунктом 4-1) пункта 1 статьи 9 Закона установлено, что определения судов об обеспечении иска относятся к исполнительным документам.

Территориальные органы юстиции, наряду с уполномоченным органом, Республиканской палатой и частными судебными исполнителями, в силу статьи 125-1 Закона, образуют систему исполнения исполнительных документов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 1 Закона судебный исполнитель - государственный судебный исполнитель и частный судебный исполнитель, выполняющие возложенные на них законом функции по принятию мер, направленных на принудительное исполнение исполнительных документов, и имеющие равные права и обязанности за изъятиями, предусмотренными настоящим Законом.

Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что при поступлении в территориальные органы юстиции определения об обеспечения иска, оно направляется для исполнения непосредственно судебному исполнителю, к которым законодатель относит государственного и частного судебных исполнителей, за исключением исполнительных документов, которые частный исполнитель не вправе принимать к своему исполнению.

Этот перечень исполнительных документов установлен в подпунктах 1-6) пункта 1 статьи 138 Закона.

Таким образом, если вынесенное судом определение об обеспечении иска входит в этот перечень, его исполнение производится государственным судебным исполнителем.

Направление исполнительного документа для исполнения частному судебному исполнителю возможно только с согласия лица, заявившего ходатайство о принятии мер по обеспечению иска.

Это согласуется с положениями статьи 147 Закона.

В соответствии с указанной нормой права частный судебный исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные настоящим Законом, в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему.

Резюмируя вышеизложенное, следует констатировать, что направление судом определения об обеспечении иска в территориальные органы юстиции означает реализацию конституционного принципа обязательности исполнения судебного акта, поскольку территориальные органы юстиции находятся в ведении уполномоченного органа Министерства юстиции Республики Казахстан осуществляющего реализацию государственной политики и государственное регулирование деятельности в сфере обеспечения исполнения исполнительных документов.

Вместе с тем, лицо заявившее ходатайство о принятии мер по обеспечению иска, вправе заявить суду о направлении исполнительного документа в Региональную палату частных судебных исполнителей, либо самостоятельно обратиться к частному судебному исполнителю об исполнении определения суда.

Эти действия не противоречат Закону и направлены на практическую реализацию Программы Президента Республики Казахстан от 20 мая 2015 года План нации-100 конкретных шагов. Пунктом 27 Плана нации предусмотрено дальнейшее развитие института частных судебных исполнителей. Поэтапное сокращение государственной службы судебных исполнителей.

При поступлении определения суда в Региональную палату, исполнительный документ распределяется в порядке, установленном приказом Министра юстиции Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 652 «Об утверждении Правил распределения исполнительных документов между частными судебными исполнителями».

С учетом изложенного, при соблюдении вышеуказанных требований Закона, направление судами определений в Региональную палату частных судебных исполнителей, являются правомерными.

Вместе с тем, в целях единообразного применения судами закона, в настоящее время прорабатывается вопрос о внесении соответствующих изменений и дополнений в нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 2 «О принятии обеспечительных мер по гражданским делам».

Председатель судебной коллегии
по гражданским делам
Верховного Суда Республики Казахстан
Е. Абдыкадыров

http://online.zakon.kz/Document//?doc_id=39543655#pos=19;-231

Предупреждение: заполните все поля корректно!

Заполните все поля корректно!